При организации массовой профилактики миопии в школах

При организации массовой профилактики миопии в школах с поголовной диспансеризацией всех детей, страдающих близорукостью, необходима четкая документация.

При организации массовой профилактики миопии в школах
Профилактика миопии в школах.

Основной клинический документ — амбулаторную карту — заполняют по общим правилам, как и соответствующий журнал в школьном медицинском пункте.
Главным документом, отображающим диспансеризацию школьников с близорукостью, является список выявленных и взятых на диспансерный учет детей (см. приложение № 1).
В список № 1 вносят фамилии детей со свежими, то есть нестойкими, легко излечимыми спазмами аккомодации (ранняя псевдомиопия).
Это дети с псевдомиопией до 1,0 Д, когда спазм аккомодации выявлен действительно рано (не позже 6—12 мес). Срок появления спазма аккомодации можно установить: 1) исходя из дат предыдущего осмотра, когда острота зрения была равна 1,0. Разность дат предыдущего и последующего осмотра всегда больше или равна давности спазма аккомодации; 2) путем тщательного опроса школьника, его родителей, педагогов.
Список составляют таким образом, что в первой графе отмечают класс, фамилию школьника и степень псевдомиопии при ее выявлении. Детям с ранней псевдомиопией немедленно проводят лечение. После восстановления зрения и эмметропии (или гиперметропии) в графе «Рефракция» рядом со степенью псевдомиопии ставят знак (+). Затем в каждый последующий год после очередного осмотра фамилию уже не повторяют, а только отмечают класс, в котором теперь обучается школьник, и в графе «Рефракция» пишут «Эмметропия» (если острота зрения равна 1,0) или «Рецидив» (при рецидиве) и отмечают степень псевдомиопии. Если псевдомиопия излечена, ставят знак (+).
В список № 2 вносят фамилии и вид рефракции у детей со старым полустойким или стойким спазмом аккомодации (поздняя псевдомиопия) и осевой миопией.
Установить давность спазма в этих случаях можно следующим образом: 1) если степень псевдомиопии 1,25 Д и выше (до 2,5—3,0 Д), можно полагать, что псевдомиопия возникла больше 1 года тому назад, и отнести пациента к списку № 2, но попробовать применить лечение; 2) если при выявленном свежем спазме аккомодации по различным причинам не было своевременно назначено лечение, то к концу учебного года степень псевдомиопии начинает увеличиваться и давность спаэма составляет около 1 года или больше. Это дает основание включить пациента в список № 2 (как со старым спазмом) уже в том году, когда он был выявлен; 3) если степень псевдомиопии даже меньше 1,25 Д, но при отсутствии расстройств бинокулярного зрения или сильного ослабления организма РА и РК доведены до возрастной нормы, а нет эффекта от качественно проведенного тренировочного лечения, то давность спазма аккомодации больше 1 года. Спазм в таких случаях старый, то есть имеет место поздняя спазматическая миопия.
В список № 2 вносят также фамилии детей с осевой миопией, весьма часто ассоциированной с сопутствующим спазмом аккомодации, который способствует ее прогрес-сированию.
Запись в списке № 2 в последующие годы ведут так же, как и в списке № 1.
Списки №1,2 имеются в каждом школьном медпункте, у окулиста детской поликлиники (1—7-е классы), у прикрепленных к школам окулистов поликлиник для взрослых (8—10-х классы), копии — у районного окулиста.
Районный окулист составляет общую сводку (см. приложение № 2) результатов профилактической работы за год в каждой школе, которые заносит в специальный бланк, состоящий из трех частей. В 1-й части содержатся сведения о количестве учащихся в каждом классе (после осеннего осмотра список хранится у школьной медицинской сестры. Во 2-й части отражена степень миопии или поздней псевдомиопии, в 3-й —количество свежих спазмов или их рецидивов, выявленных и излеченных в данном учебном году.
Сводки всех школ районный окулист суммирует в одну в масштабе городского или сельского района, а областной окулист составляет сводку в масштабе области. После этого можно подвергнуть анализу результаты проведенной в каждом учебном году лечебно-профилактической работы. После того как А. И. Дашевским была разработана конвергентно-ак-комодационно - гидродинамическая теория происхождения близорукости, согласно которой в основе ее патогенеза лежат возникающие на фоне ослабления аккомодации спазмы, был осуществлен ее выход в практику. Излечение свежих спазмов аккомодации предупреждает развитие истинной близорукости, а при развитии осевой миопии — ее прогрессирование.
Спазм аккомодации является основным источником возникновения и прогрессировать близорукости у школьников. Это было впервые доказано в Днепропетровской глазной клинике. Число близоруких школьников резко увеличивается из класса в класс. Но в каждом классе ежегодно выявляются школьники со свежими спазмами аккомодации. Нелеченые спазмы аккомодации являются пусковым механизмом для удлинения глаз, то есть осевой близорукости.
Впервые на опыте Днепропетровской сети здравоохранения была выявлена истинная структура числа близоруких школьников. Кривая роста числа близоруких со стоит, по существу, из двух кривых. Первая характеризует темпы быстрого роста числа учащихся с осевой миопией и старыми спазмами аккомодации от 1-го до 10-го классов. Вторая кривая практически горизонтальная, показываю-щая, что ежегодно во всех классах в среднему 1 — 1,5% школьников возникают свежие спазмы аккомодации.
Такая структура состава общего числа близоруких школьников по-новому раскрывает причины роста близорукости. Число школьников, страдающих близорукостью, могло бы уменьшиться за счет уходящих из школ близоруких выпускников. Но ежегодно во всех классах обнаруживаются свежие случаи спазмов аккомодации. Если их не лечить, то число близоруких будет расти. Темпы роста будут зависеть от того, больше или меньше возникает и излечивается каждый год свежих случаев по сравнению с числом близоруких выпускников.
Отсюда и основная задача: ежегодно рано выявлять и полностью излечивать свежие спазмы аккомодации. Тогда число близоруких школьников будет уменьшаться за счет недопущения развития новых случаев миопии путем излечения свежих спазмов аккомодации и ухода из школ близоруких выпускников.

Теги: , , ,

Пока нет комментариев.

Извините, комментирование на данный момент закрыто.