Контроль гигиенических условий труда и отдыха детей школьного возраста

Рубрика: Ложная близорукость - Метки:

Кроме профилактических осмотров, рациональной коррекции и лечения, важнейшим элементом массовой профилактики миопии у детей школьного возраста является улучшение гигиенических условий.

Контроль гигиенических условий труда и отдыха детей школьного возраста
Контроль гигиенических условий.

Одним из важнейших факторов, способствующих развитию близорукости, считается недостаточная освещенность. Е. М. Белостоцкая (1967) сравнила процент близоруких школьников в Норильске (23,2%) и Ставрополе (15,4%). Вывод ее о ведущем значении внешних условий для развития близорукости, в том числе недостаточной освещенности, совпадает с высказанными нами взглядами по этому важному вопросу.
Уже Кон (1877) и Ф. Ф. Эрисман (1870) отметили, что в развитии школьной миопии огромную роль играет недостаточная освещенность рабочего места школьников. Многие исследователи показали, что число близоруких школьников уменьшается при улучшении естественного и искусственного освещения школьных помещений (Б. В. Матвеев, 1958; Мильруд, 1918). В одной из школ Днепропетровска ввиду недостатка классных помещений в послевоенные годы некоторые классы были размещены в трех плохо освещенных помещениях. После обследования этой школы в 1952 г. Б. В. Матвеев имел возможность сравнить количество близоруких школьников в классах, занимавшихся на втором этаже и в полуподвальном этаже этой школы.
Существует зависимость развития миопии у школьников не от их возраста и сроков обучения в школе, а от длительности времени, проведенного в плохо освещенных классах.
Естественная освещенность рабочих мест в учебных классах неодинакова; в третьем от светонесущей стены ряду парт она значительно ниже, чем в первом (табл. 40). Итак, во втором ряду парт освещенность более чем в 2 раза, а в третьем ряду — в 4—5 раз меньше, чем в первом. Поэтому необходимо в течение года 3—4 раза пересаживать детей из третьего ряда во второй, из второго в первый и т. д. (за исключением близоруких Детей).
Согласно существующим нормам минимальная освещенность в наиболее темных участках класса должна быть не меньше 1,25% одновременной освещенности снаружи помещения (под открытым небом).На естественную
освещенность рабочих мест школьников, кроме величины световых проемов, влияет и качество оконных стекол. Имеют значение коэффициентпропускания света (прозрачность) и загрязнение стекол. Коэффициент пропускания света в оконных стеклах должен быть не ниже 85%, а допустимая загрязненность — поглощающая не более 10% света. Для измерения пропускания света пользуются люксметром. Приставляют фотоэлемент к стеклу, затем в том же участке измеряют освещенность на внешней поверхности стекла. Соотношение показаний люксметра (в процентах) дает искомый коэффициент. Следует устранять препятствия для проникновения дневного света через окна на поверхность учебных парт. Запыленность оконных стекол может привести к снижению освещенности парт на 40%.
Цветы, особенно высокие и широко разветвленные, отнимают много света, если их ставят на подоконниках. То же относится к шторам и занавескам на окнах, которых не должно быть в учебных классах.
Очень большое значение для величины КЕО имеет окраска окон, потолков и стен классных помещений1. Достаточно указать, что перекраска в белый цвет переплетов и откосов окон и подоконников может увеличить освещенность на 5—10%, перекраска потолка и верхней части стен в белый, а ^панелей в светлый тон — на 20— 40%. Окраска панелей должна производиться с таким расчетом, чтобы тона их цвета были слабо насыщенными и возможно более светлыми. С физиологической точки зрения наиболее подходящим является светло-серый тон с легкой примесью желтого цвета, а также палевые цвета. Весьма важно, чтобы окраска панелей масляными фасками была не глянцевой, неблагоприятно влияющей на продуктивность зрения, а матовой.
В светлые тона надо окрашивать и школьную мебель, особенно крышки парт и столов (лучше всего в светло-серый цвет).
Для создания в стандартном классе (50 м2) освещенности в 150 л к необходимо установить 6—8 осветительных точек с лампами по 300 вт в каждой. Рекомендуются светильники типа СК-300 или СК-1 (Н. М. Данциг, 1961). Необходимо строго следить за тем, чтобы перегоревшие лампы в светильниках своевременно заменялись. Кроме того, надо помнить и о своевременном включении освещения. Нельзя допускать занятий при сумеречном освещении. Как только слегка стемнеет, необходимо переходить к смешанному освещению. Распространенное мнение о вреде комбинации искусственного и естественного освещения не имеет оснований.
Не менее важно, чтобы освещенность рабочего места школьника была хорошей и в домашних условиях. Для этого необходимо, чтобы местное освещение было обеспечено поставленной с левой стороны настольной лампой не менее 60 вт с абажуром. Кроме настольной лампы, рекомендуется включать в комнате и общее освещение.
В каждом классе для поддержания освещенности рабочих мест на должном уровне необходимо систематически проводить простые, но важные мероприятия; а) своевременно включать искусственное освещение как в первую, так и во вторую смену занятий, особенно в пасмурные дни и в осенне-зимний период; б) регулярно пробирать оконные стекла, особенно с наружной стороны; в) не ставить на подоконники высокие цветы; г) не замазывать белой краской нижние части оконных стекол; д) следить за правильной расстановкой парт: расстояние первого ряда парт от светонесущеи стены должно доставлять 0,5 м, расстояние между рядами парт — 0,7 м; •£)- немедленно заменять перегоревшие электролампы.
Зрительное утомление, вызванное неблагоприятными условиями при чтении и письме, способствует развитию также осевой миопии. Зрительное утомление часто вызывается чрезмерным приближением текстов книги для лйсьма к глазам (например, при неправильной посадке Школьников), что приводит как к спазмам аккомодации и конвергенции, так и к нарушению нормального соотношения между ними. Чрезмерное приближение глаз к тексту может быть вызвано различными причинами, основными из которых являются недостаточная острота зрения при аномалиях рефракции, недостаточная освещенность рабочего места, плохое оформление книги (серая бумага, нечеткий шрифт, чрезмерная длина строк и т. д.), а также приобретенная с самого начала обучения дурная привычка сильно наклоняться над книгой и тетрадью. Связанное с опусканием вниз головы значительное приближение глаз к книге может вызываться утомлением шейных и спинных мышц. При правильной посадке тяжесть головы действует главным образом на позвоночник, опирающийся на спинку парты. При неправильной посадке тяжесть головы является источником излишнего напряжения шейных и спинных мышц.
Для устранения привычки приближать глаза к тексту необходимо иметь рациональную школьную мебель и непрерывно применять педагогическое воздействие на детей. Как в классных помещениях, так и в домашних условиях дети все время должны быть под контролем старших в отношении правильности их посадки при чтении и письме, ибо укрепившаяся привычка сильно наклонять голову может остаться на всю жизнь, невзирая на совершенную школьную мебель.

Теги:

Пока нет комментариев.

Извините, комментирование на данный момент закрыто.